История

Монастыри основаны известным в Украине пастырем – схиархимандритом Зосимой (Сокуром) (†29 августа 2002 г.). Родился о. Зосима, в миру Иван Алексеевич Сокур, 3 сентября 1944 г. в сибирской деревне Косолманка Верхотурского района Свердловской области, куда мать будущего подвижника Мария, простая и глубоко верующая крестьянка, была сослана после ареста на одном тайном монашеском богослужении. Отец Ивана погиб на фронте Великой Отечественной войны в год рождения сына. При крещении мальчику дали имя в честь св. прор. Иоанна Крестителя. Рос Иван в г. Авдеевке под Донецком. Мария, впоследствии схимонахиня Мариамна, воспитала сына в благочестии. Великое значение для Ивана имели и тайные соборные молитвы монахинь, которые были духовными чадами св. прав. Иоанна Кронштадтского и после многих лет тюрем и ссылок осели в Авдеевке. К ним принадлежала и монахиня Антонина, сестра матери Ивана. Они научили мальчика не только молитве, но и самоотверженному труду на пользу ближнего. Позднее о. Зосима вспоминал: «Копаем картошку, а тетя и маменька вслух молятся… Первое ведерко накопаем – отнеси, Ванюша, батюшке в церковь от нашего труда… Второе накопаем – там матушки у нас больные… Третье накопаем – Харитиночка скрученная лежит, двадцать лет болеет… А я, малый, еле несу это ведро – аж глаза вылазят». В школе отрок терпел гонения за веру от учителей и сверстников, но переносил все с любовью, а учился отлично. Однажды, когда домой к Ване явилась группа учителей и потребовала показать, где он готовит уроки, мальчик подошел к иконам и сказал: «Я, когда приступаю к урокам, всегда так делаю: Господи, благослови!.. А вы так делаете?» Педагоги в очередной раз поняли, что не сделают Сокура атеистом. В школьные годы Иван побывал с матерью у прп. Кукши Одесского (в Почаевской Лавре). После школы юноша окончил Донецкий сельхозтехникум. В это время Иван испытал свою решимость посвятить жизнь Богу, еще лучше узнал жизнь простых трудовых людей, приобрел ценный опыт. Затем он трудился в Киево-Печерской Лавре, где его духовником стал схиигумен Валентин. Провидя будущее, о. Валентин предостерег юношу: «Тебе 13 раз будут предлагать епископство… Отказывайся… Твой путь – быть рядовым сельским батюшкой». После закрытия в 1961 г. Лавры (ее возродят лишь через 27 лет), Иван жил в Свято-Духовом скиту Почаевской Лавры, но и отсюда вскоре изгнали насельников. Попытки поступить в одну из духовных семинарий сначала не имели успеха: документы Сокура, под давлением органов богоборческой государственной власти, не принимали. Пробыв год на послушании у архиепископа Новосибирского и Барнаульского Павла (Голышева), Иван получил формальную возможность поступать в семинарию не из «сознательной» Донецкой области, а из «глухой» Сибири. Он окончил Ленинградскую духовную семинарию и академию. Обучаясь там – близко узнал известного митрополита Никодима (Ротова). Спустя годы о. Зосима скажет: «Это был великий человек, великий авва святой жизни… Сейчас святоши нашего времени обливают покойного владыку грязью, обвиняют его в экуменизме… Владыка в то страшное время гонений, когда закрывались храмы, монастыри, нес ответственное послушание: свидетельствовать миру о страданиях Русской Православной Церкви, и этим как-то ослабить волну репрессий. Я лично знаю, видел, как он тяготился, изнемогал под тяжестью этого креста, но нес свой крест до конца». Оканчивая учебу, Иван принял в 1975 г. в Академии монашеский постриг с именем Савватий. Постригая студента, владыка Никодим пророчески молвил: «А умрешь Зосимой». Через несколько дней о. Савватий стал иеромонахом. Затем его направили в Одесский Успенский монастырь. В том же году, из-за болезни матери, о. Савватий попросил перевода в Донецкую область, где в течение ряда лет управлял разными приходами. В 1980 г. он был возведен в сан игумена.

Пламенный молитвенник и заботливый пастырь, о. Савватий удостоился от Бога даров прозорливости и исцелений. За молитвенной помощью и мудрым советом к игумену приезжало много людей. Видя это, гражданские власти во 2-й пол. 1980-х гг. добились перевода о. Савватия в Никольское, куда не ходил рейсовый пассажирский транспорт. Местный Свято-Васильевский храм был в полуразрушенном состоянии, иконостас заменяла фанерная перегородка, у входа располагалась свалка, сгоревший дом священника ушел по окна в землю и превратился в сарай. В 1-й год своего служения в Никольском о. Савватий, вместе с добровольными помощниками, заменил иконостас, снес сарай, построил дом священника с крестильней, трапезную паломников. Трапезная получила название «Домик блаженной Ксении» (в память св. Ксении Петербургской, † ок. 1803) – покидая свое жилище и начиная подвиг юродства ради Христа, эта подвижница сказала своей соседке: «Дом я подарю тебе, только ты бедных даром жить пускай». Надежды властей на то, что о. Савватия не будут посещать, не оправдались: верные духовные чада следовали за пастырем и сюда. А в 1988 г. в связи с празднованием 1000-летия Крещения Руси государство отказалось от гонений на Церковь. В 1990 г. о. Савватий был возведен в сан архимандрита, в 1992 г. принял схиму с именем Зосима.

В честь двух святых основателей Соловецкого монастыря, имена которых ему довелось носить в монашестве, о. Зосима устроил возле храма колодец. По молитвам о. Зосимы, вода колодца, сначала горькая и соленая, стала сладкой и целебной. В 1997 г. о. Зосима взял в аренду у сельсовета дом, стоявший вблизи Свято-Васильевского храма, и устроил здесь богадельню на 50 человек. Шло время, и к пастырю приезжало все больше тех, кто искал исцеления от душевных и телесных недугов. За каждую душу, вырванную из пут невидимых демонических сил, враждующих против Бога, о. Зосима, принимал на себя болезни. В 1998 г. он пережил клиническую смерть, во время которой видел небесные обители и слышал пение ангелов. После этого о. Зосима начал строить монастырь, о чем ранее не помышлял. Имел ли пастырь на то особое повеление свыше, или сам по-новому отнесся к идее устройства в Никольском обители, осталось духовной тайной о. Зосимы. Те из его духовных чад, кто желал монашества и имел необходимые качества, образовали в Никольском две общины: братскую и сестринскую. В 1998 и 1999 гг. были построены соответственно братский и сестринский корпуса, в 1998 и 2001 гг. сестринская и братская общины обрели статус монастырей. На Пасху 2002 г. была совершена 1-я Божественная Литургия в пристроенном к сестринскому корпусу Трапезном храме Всех святых земли Русской. В 2004 г. окончено 2-этажное здание новой богадельни на 100 человек, названной Домом Милосердия.

По состоянию на 2012 г. ведется строительство новой паломнической гостиницы (старая была открыта к 2003 г. в цоколе сестринского корпуса), построена летняя трапезная на 600 человек.

Со времени о. Зосимы, в дни Страстной седмицы в монастырях совершается древний чин Иерусалимской церкви: умовение ног (подражая Спасителю, умывшему ноги апостолам, наместник умывает ноги братии) и Крестоношение.